Про LGM-2013 и не только

Сегодня мне опять приснилась LGM. И я понял, что мои мысли наконец созрели, для того чтобы выложить их на бумагу…

Итак, в этом году, благодаря поддержке сообщества, мне снова посчастливилось побывать на конференции Libre Graphics Meeting (LGM), которая на этот раз проходила в Мадриде. Как и в прошлый раз, я попробую собрать воедино все свои впечатления о прошедшей поездке. Итак, приготовьтесь к ещё одному повествованию в жанре фантастика-меха-романтика-боевик (с). Поехали!

Константин вдавил педаль в пол и его синий конь самолёт с рёвом оторвался от земли…

Питер

Нет, конечно, самолёт был не сразу, а до этого были ещё два часа автобуса и десять в поезде. Но потом самолёт всё-таки оторвался от земли и…

И начну я всё-таки не с Мадрида, а с Питера. Потому что в этом году у меня созрел коварный и дьявольский план превратить поездку на LGM в своеобразное «турне» и провести по дороге ещё несколько мастер-классов, посвященных Synfig. Эту идею я опубликовал на сайте и в результате у меня нарисовалось два мероприятия в Питере (для РЦОКОиИТ) и ещё один мастер-класс в Москве по пути обратно (для МИОО).

Ах да, я тут регулярно вставлять всякие невтемачные картинки. Не обращайте внимания...

Ах да, я тут регулярно вставлять всякие невтемачные картинки.
Вы не обращайте внимания…

В самолёте и в поезде у меня было время как следует покодить — назрела новая фича для синфига (форсированная интерполяция для отдельных параметров слоя). Была даже мысль успеть доделать её до мастер класса, но всё-таки не сложилось.

Третьего апреля я благополучно приземлился и на следующий день отправился на место проведения мастер-класса. Вообще, мне очень понравилось как в Питере всё было организовано. Конечно, были мелкие накладки с установкой софта, но они решались достаточно быстро и слажено. А прямо перед началом, ко мне сразу подошёл человек, представившийся как Сергей Евгеньевич, и сходу вручил мне сертификат о том, что я этот мастер-класс провёл. Вот вроде бы мелочь, а приятно когда люди уделяют внимание таким вещам. А может даже и не мелочь.

Вообще, атмосфера на мастер-классе была весьма тёплая и дружелюбная. В кабинет набилось человек пятнадцать, в основном учителя, но не только. В первый день я рассказывал основы. Но всё рассказать достаточно сложно, поэтому я сконцентрировался на том материале, который я даю детям в течении года, а именно — как делать анимацию перекладкой. И это прокатило на ура. Если честно, я впервые выдавал такой объём в такие сжатые сроки. Как ни странно, мы успели всё запланированное и до конца досидели почти все. В конце мастер-класса у нас получились импровизированные посиделки с просмотром мультфильмов сделанных в синфиге. Также я успел потыкать компьютер-планшет Asus с интегрированным сенсором Wacom.

На следующий день народу было значительно поменьше — середина рабочего дня всё-таки. Мы принялись разбирать свежеиспеченный шаблон персонажа. Успели не всё, но вполне достаточно, после чего благополучно разошлись. К сожалению, за всё время мы не догадались сделать ни одной фотографии, думаю это было бы очень кстати здесь.

И да, на всякий случай выкладываю рабочие файлы по обоим мастер-классам:

synfig-workshop-files-2013-04.zip

А потом по приглашению моего давнего друга Ксюши Сергеевны я отправился на экскурсию на студию «Мельница».

3239

К слову сказать, последний раз с Ксюшей Сергеевной мы виделись аж в 2008-м году, в то время она была зелененьким руководителем детской студии анимации в Красноярске. За пять лет Ксюша выросла в весьма крутого аниматора, шпарит покадровку и сидит на Cintiq’ах.

Рабочее место

Рабочее место аниматора

На студии вовсю идёт работа над второй частью Ивана Царевича и Серого Волка. Я попал как раз в тот момент, когда на горизонте неожиданно нарисовалась сцена «18-new», которую мы тут же окрестили «18-ню». Почему — смотри фотографии обкаток ниже.

Обкатки

Обкатки

Обкатки для сцены 18-ню

Обкатки для сцены 18-ню

За рабочим столом

За рабочим столом

Мы быстренько прошлись по всем цехам, фотографировать там я как-то постеснялся. Но вот в коридоре была обнаружена замечательная вещь, мимо которой я пройти не смог. Мне сообщили, что эта прелесть называется «орудие начальника делопроизводства». Советую иметь всем и каждому!

letter-1 letter-2 letter-3-m

А в воскресение  у меня случился ещё один пункт мультипликационной программы — в анти-кафе «Циферблат» проходил  показ избранной программы Суздальского фестиваля 2013-го. В этом году попасть на Суздаль очень хотелось, но не получилось, поэтому я с удовольствием пошёл на просмотр. Программа состояла из двух блоков — сначала детский, а потом взрослый блок. Не знаю, кто составлял детский блок, но такой травы я не видел наверное за всю свою жизнь — мозг был вынесен уже на первом мультфильме и обратно возвращаться уже никак не хотел.

Девочка Стелла, сидящая по соседству, нервно ёрзала и спихивала мальчика Диму с большой подушки, а мальчик Дима вежливо интересовался «когда же всё это наконец закончится».

Приятным исключением,наверное, был разве что мультфильм «Моя мама самолёт» — очень классный такой. Думаю, смело можно было поменять местами детский блок со взрослым — там было куда больше приятных  и интересных сказок.

А на следующий день — восемь часов в поезде и самолёт до Мадрида.

Мадрид (LGM)

Я прилетел на день раньше и у меня было время отоспаться и осмотреться.

Photo by Tobias (CC-BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Здание Medialab Prado (место проведения конференции) оказалось окружено внушительной железной оградой и определить где же всё таки находится вход мне с первого раза не удалось. К счастью, в этот же день кто-то выложил фотографию с точным указанием куда ломиться.

lgm_get_in

Вход

Мой хостел располагался недалеко — всего в 10 минутах ходьбы, в самом центре старого города. Вообще, старый центр Мадрида мне безумно напомнил Питер — такие же узкие мощёные улочки, похожие фасады зданий, дворы-колодцы… Только, конечно, ощущение всё равно другое.

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Наступает следующий день. Я специально пришёл пораньше, к 10 утра, чтобы успеть со всеми повидаться, настроиться и ко всему прочему мне ещё нужно было успеть выложить на сервер все необходимые файлы.

Мой мастер-класс запланирован на 14:30, а официальное открытие — в 17:00. Да-да, то есть я начинал ещё до открытия и поэтому у кое-кого были некоторые сомнения что аудитория соберётся. К моему приятному удивлению, в списке регистрации оказалось записано уже порядка десяти человек. Оказывается это преподавательница одной из соседних художественных академий прислала своих студентов приобщаться к миру open-source анимации. Ну и были, конечно, не только студенты.

Подготовка к мастер-классу. Photo by Peter Westenberg.

Подготовка к мастер-классу. Photo by Peter Westenberg.

Вообще, с самого начала я понял что всё будет классно — вокруг столько знакомых лиц, все радуются, непередаваемая атмосфера — это как общий праздник и встреча давних друзей. В прошлом году я всё-таки больше был наблюдателем, нежели участником — да, я выступал с докладом, но это было в самом конце, я никого не знал, меня никто не знал и вообще было не совсем понятно нужно ли людям то, что я рассказываю.Сейчас всё было по другому. Все хотели услышать про синфиг, а уж мне было что рассказать.

Мастер-класс по Synfig. Photo by Peter Westenberg.

Мастер-класс по Synfig. Photo by Peter Westenberg.

В зал набилось народу битком, подбежали Карлос (Carlos López González), Тимоти (Timothée Giet), Tatica, Sirko, Рамон Миранда (в суете я его сначала не узнал!), напротив меня расположилась делегация из Girin Studio. И понеслось…

Photo by Carlos López González

Photo by Carlos López González

Photo by Maria 'tatica' Leandro.

Photo by Maria ‘tatica’ Leandro.

Если честно, сначала я как-то даже подофигел. Столько народу и большинство из них синфиг-то особо в глаза не видели. А я им собрался вкручивать про навороченный шаблон персонажа… Я потрепыхался с минут сорок, борясь с противоречивыми ощущениями и попытками нащупать «пульс» публики. Но к счастью тут прозвучала пожарная тревога и всех попросили срочно покинуть здание. Я обрадовался, потому что у меня появилось пять минут собраться с мыслями. Карлос меня успокоил: «Это твой мастер-класс и тебе решать каким он будет. Для них самое главное главное то, что у тебя что-то происходит на экране.» Я успокоился. Мы вернулись в аудиторию и я рванул дальше. До меня наконец дошло, что мастер-класс в России для учителей и мастер-класс на LGM для разношёрстных разработчиков — это всё-таки две разные вещи. В итоге мастер-класс получился немного сбивчивым, но все остались довольны. Я тоже не расстраивался — что-то мне подсказывало, что у меня ещё будет шанс «отыграться»…

В конце мастер-класса Nina Paley (которая нарисовалась в середине — прямо с самолёта, сразу после пожарной тревоги) поинтересовалась есть ли возможность где-либо в US пройти обучение по Synfig на коммерческой основе. Конечно, профессиональных курсов по Synfig сейчас нет ни в US, ни где-либо ещё, и вообще проводимые сейчас мастер-классы — это фактически первый подобный прецедент. Тем не менее я не упустил случая, скромно отметив что наилучший способ начать изучать Synfig — это воспользоваться моим пребыванием здесь и она может рассчитывать на персональный мастер-класс в любое время на протяжении LGM. Надо отдать должное Нине — она этим предложением воспользовалась и на следующий день мы провели несколько обучающих сессий.

Вместе с Ниной Пэйли. Photo by Carlos López González.

Вместе с Ниной Пэйли. Photo by Carlos López González.

Изучаем Synfig. Photo by Carlos López González.

Изучаем Synfig. Photo by Carlos López González.

В итоге, Нина восприняла Синфиг лучше чем я ожидал. У неё даже не возникло больших претензий к инструментам векторного рисования (хотя я прекрасно знаю что там есть куда их предъявить). Возможно она просто не хотела меня огорчать. ^__^ Главный недостаток, который отметила Нина — это тормознутость программы. Но позже, во время своего выступления она всё-таки завела свою прежнюю шарманку «only developers can use synfig», на что я вынужден был возразить что три года обучаю детей синфигу, все они делают анимацию в нём и, к сожалению, никто из них до сих пор не девелопер. Мы конечно поржали, и отправились все вместе обсуждать возможные перспективы.

В итоге мы очень мило посидели, но так ни к чему и не пришли. Впрочем, это вполне понятно, потому что такие решения не делаются «с бухты-барахты».

Вместе с Густавом Гонзалезом (Tupi) и Ниной Пэйли. Photo by Maria 'tatica' Leandro.

Вместе с Густавом Гонзалезом (Tupi) и Ниной Пэйли. Photo by Maria ‘tatica’ Leandro.

Нина оказалась в сложном положении — с одной стороны был Synfig (который «слишком медленный и слишком сложный»), с другой — Tupi, а ещё теоретически был Blender, про который она вообще ничего не знала, кроме того что у них всё здорово организовано и есть ресурсы (моё мнение про блендер для 2D-анимации, думаю, известно). А с четвёртой стороны она слишком любит флеш. Мне показалось, что ей просто нужен кто-то, кто напишет точную копию флеша под GPL и это сделает её счастливой. В принципе, её можно понять.

Для Нины все существующие open-source инструменты анимации одинаково далеки от её идеала. И если у неё есть намерение сделать что-то, чтобы изменить ситуацию, то это в первую очередь подразумевает выбор — в какой проект вложить свои силы. Сделать такой выбор невозможно без надлежащей экспертизы существующих решений и глубокого анализа ситуации, а это требует времени и ресурсов.

Ситуацию усугубляет ещё и то, что Нина на самом деле не настолько «в теме» свободного ПО, чтобы быть уверенной в том, что вообще стоит вкладывать свои силы в это направление. Она просто не совсем верит в то, что какой-либо из свободных инструментов в обозримом будущем может стать лучше чем Flash 2005-го года.

И, наконец, ещё одним обстоятельством было то, что ни одна из сторон переговоров не была в состоянии предложить чёткой программы продуктивного взаимодействия, которая привела бы к улучшению ситуации. То есть никто не мог конкретно ответить на вопрос: а что нужно сделать чтобы начать? В частности, если речь идёт о финансовых вложениях, то Synfig просто не готов к тому чтобы их принять. У синфига сейчас просто отсутствует ресурс, способный «освоить» средства и гарантировано выдать результат в заданный промежуток времени. На мой взгляд это невозможно пока в проекте не будет разработчика на full-time и это — одна из главных проблем, которую мы должны решить, прежде чем мы сможем получить поддержку, будь то от Нины или кого-либо ещё.

Но вернёмся к событиям первого дня. Сразу после мастер-класса мы с Карлосом уселись поудобнее в рабочем зале и он принялся выносить мне мозг новой концепцией, которая пришла ему в голову по дороге в поезде. Идея состояла в реализации в синфиге альтернативного метода анимации через так-называемые «вариации холста» — аналог метода «shape keys» в блендере. Я сначала вежливо отбрыкивался. Потом не вытерпел и изложил свою идею, которая у меня назрела ещё с января. А потом оказалось, что мы говорим об одном и том же. ^__^ В итоге мы подробно проработали нехилую концепцию, а в последний день обсудили детали имплементации.

13 - 1

Концептуальные почеркушки

Да, а ещё я наконец-то лично познакомился с Boudewijn Rempt’ом (майнтайнер Криты), чьим фанатом я являюсь с некоторых пор. От имени Krita Foundation Boudewijn пригласил меня, Тимоти и Рамона на дружеский ужин, что и послужило прекрасным завершением первого дня.

После предыдущего LGM я чётко понял одну вещь — сюда надо ехать кодить! В этом году я не делал попыток выслушать как можно больше докладов, вместо этого мой план был провести как можно больше времени в рабочем зале, наслаждаясь атмосферой коллективного кодинга. Конечно, кодить можно где угодно, но эта атмосфера, эта волна — такое сложно передать словами!

Наступает следующее утро, я поднимаюсь на второй этаж в рабочий зал. Карлос и Djay уже на месте. Djay — это парень который проделывает ломовую работу по обновлению wiki Synfig’а. Переписывание страниц документации под новую терминологию, обновление скриншотов — большая часть всей этой рутины его рук дело. Если честно, я немного боялся, что Djay окажется неадекватным подростком — уж очень специфична его манера писать по-английски. Мы даже как-то столкнулись с ним по-первости на этой почве, когда он только появился в проекте. Но в итоге Djay произвёл на меня очень хорошее впечатление — этакий хиппующий француз, прекрасный в своей неадекватности. В тот день я узнал, что он собирается пробовать свои силы в разработке кода Synfig. Он оказывается даже смотрел мои видео по конфигурации IDE Anjuta для Synfig (правда, я к тому времени уже успел перекочевать на NetBeans). Конечно, мы с Карлосом тут же помогли ему настроить build environment (попутно препираясь чей скрипт для сборки лучше), а также провели краткий экскурс в git.

Во второй половине дня намечались два интересных события — совещание команды Gimp и мастер-класс Тимоти про Krita Sketch. К сожалению, они проходили в одно время и мне пришлось выбирать. Сначала я заглянул к Тимоти — там было битком народу, потом было уселся в зале где совещались Gimp team… Но тут чёрт меня дёрнул посмотреть что происходит в соседнем помещении, под ничего мне особо не говорящим названием «Libre Media’s creation workflow: sharing session». Там оказались Girin Studio, которые рассказывали о том как они делали мультик для Firefox Flicks. Естественно, я там застрял. Эти ребята рисуют всю анимацию в Gimp, а потом собирают (покадрово!) в Blender’e. В общем, чудовищная работа, безумные молодцы. Я сразу поднял вопрос автоматизации процесса экспорта из Gimp в Blender и проблему работы с различными разрешениями (черновое разрешение для быстрого просчёта и высокое для финалки). Мы обсудили возможность интеграции Remake в их workflow и я показал как это всё работает на наших проектах. Конечно, не забыв прорекламировать синфиг. В общем, у меня получился ещё один непредвиденный мастер-класс.

Потом мы послушали выступление Boudewijn’а про Krita Foundation и вместе с Карлосом и Djay’ем отправились есть пиццу в кафе на первом этаже.

Пицца! Photo by Carlos López González.

Пицца! Слева направо: Konstantin Dmitriev, Manuel Ospina. Photo by Carlos López González.

Мы что-то восторженно обсуждали, когда к нам присоединился парень, который до этого как-то находился на фоне и ещё я помнил, что он задавал какие-то  интересные вопросы во время моего первого мастер-класса. Это оказался Мануэль Оспина с которым мы были знакомы по форуму Synfig. Таким образом, на LGM в этом году оказалось целых пятеро человек из сообщества Synfig — я, Карлос, Тимоти, Djay и Мануэль.

Представители Synfig, все вместе.

Представители Synfig, все вместе. Слева направо: Konstantin Dmitriev, Carlos López González, Timothée Giet, Manuel Ospina, Jerome Blanchi

На третий день мы снова до обеда просидели в рабочем зале. Карлос помогал мне дебажить ветку с ключевыми кадрами, а я ковырял управляющую точку для масштаба групп. Нас постоянно отвлекали и это было прекрасно. Подбежал Рамон Миранда и заявил что он безумно хочет изучать синфиг и не откажется от персонального мастер-класса «для совсем новичка».  Нет проблем — тут же провели ещё мастер-класс.

Слева направо:

Слева направо: Timothée Giet, David Revoy, Konstantin Dmitriev

А в 14:30 у нас была запланирована открытая дискуссия о направлениях дальнейшей разработке Synfig (BoF). В это же время в соседнем зале David Revoy проводил мастер-класс «Production speedpainting with Krita» (эх, я такое пропустил!), поэтому на встрече присутствовали только пятеро бойцов команды Synfig и их женщины (кто не забыл их дома). Чуть позже к нам присоединилась Нина.

P1110517-m

P1110531-m

P1110536-m

Вообще, думаю отсутствие праздной публики было даже к лучшему — мы говорили на одном языке, работали быстро и слажено.

У Карлоса получались вот такие аккуратные картинки:

А вот такие получались у меня:

Мы сошлись на том, что надо продолжать работы по оптимизации скорости прорисовки с прицелом на реал-тайм. Для этого нужно будет допилить Cairo, убрать преобразования гаммы и, наконец, исследовать возможность реализации растровых фильтров/операций через Gegl.

Следующим пунктом стал однооконный интерфейс — сомнений в данном приоритете теперь не осталось даже у меня. Но мне показалось, что его разработка в последнее время свернула куда-то не туда и поэтому я рассказал своё видение. Моя стратегия была проста — не городить сразу всемогущую концепцию, а постараться выделить необходимый минимум шагов, позволяющих выдать результат в кратчайший срок. К счастью меня быстро поняли и поддержали.

На этой же волне я изложил концепцию костей, которые должны заменить шаблон стикмана. Кости, как и всё что обсуждалось далее, уже не входили в число «первых приоритетов». Но — мечтать не вредно. К тому же я чувствовал необходимость  обсудить все эти концепции сейчас, чтобы остальные уже имели их в виду.

Оказалось, что Карлос вообще даже не рассматривал возможности реализации растрового рисования (и растровой покадровки) в Synfig. Но мы с Тимоти принялись стучать кулаками по столу, проводить манифестации, ходить с транспарантами «Свободу попугаям!» и конечно в итоге мы его убедили. ^__^

Я рассказал про идею интеграции libmypaint для этих целей, а также изложил общую модель как всё это должно работать в рамках концепции Synfig.

Jon Nordby рассказывает про libmypaint. Photo by David Revoy.

Jon Nordby рассказывает про libmypaint. Photo by David Revoy.

На следующий день как раз была презентация Jon’а Nordby про libmypaint. А в последний день, на закрытии конференции Тимоти оказался сидящим прямо между Карлосом и Jon Nordby. И, конечно, он не упустил случая чтобы инициировать их общение на тему libmypaint.

В заключении встречи я рассказал про концепцию инструментов векторного рисования и мы все довольные отправились обедать.

Автограф-сессия в кафе - Timothée Giet.

Автограф-сессия в кафе — Timothée Giet.

Автограф-сессия в кафе - Carlos López González.

Автограф-сессия в кафе — Carlos López González.

Автограф-сессия в кафе - Manuel Ospina.

Автограф-сессия в кафе — Manuel Ospina.

Автограф-сессия в кафе - Jerome Blanchi.

Автограф-сессия в кафе — Jerome Blanchi.

Результат

Результат

В этот день из интересных выступлений можно отметить выступление Thierry Ravet’а о проекте Eye-Nimation. Эти ребята сделали  модификацию Pencil, добавив функцию захвата изображений с веб-камеры и использовали её как инструмент для stop-motion анимации. Идея для меня совершенно неожиданная и одновременно блестящая. Действительно, это ведь безумно логично — вместо того чтобы писать очередной инструмент для stop-motion, взять готовую программу для покадровой анимации (который уже имеет все базовые функции для манипуляции кадрами, редактирование изображений, работу со звуком, экспорт… ) и просто добавить туда поддержку веб-камеры! К сожалению, они использовали мёртвую официальную версию Pencil, а не нашу ветку. Впрочем это не беда — я попросил их прислать мне исходники. Если меня всё-таки не выпрут из состава преподавателей детского центра к следующему году (но скорее всего всё-таки выпрут), то мне понадобится open-source инструмент для stop-motion. И тогда будет повод слить их модификации в наш репозиторий.

Под вечер я решил  не задерживаться и отправиться пораньше в отель. Но на выходе меня перехватил Тимоти, сообщив что сейчас начнётся перфоманс «Piksels and Lines Orchestra». Я (наивный!) клюнул на слово «Orchestra» и конечно с интересом пошёл полюбопытствовать. Увы, сей перфоманс меня не впечатлил. Мягко говоря. Можете считать меня снобом, но называть это оркестром даже моё четырёхлетнее незаконченное музыкальное образование не позволяет.

После всего этого не остаётся ничего, кроме как отправиться с Тимоти заливать горе вином есть пиццу. А этим вечером ещё была вечеринка. Вообще-то я намеревался как следует выспаться, но в итоге любопытство пересилило — я заглянул. И остался. Обычно я как-то не особо склонен к таким мероприятиям, но хорошая музыка и толпа танцующих линуксоидов… ну где и когда ещё такое будет? Мы протусили до четырёх утра.

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Photo by Tobias Ellinghaus (CC BY-SA)

Если честно, я думал что такая вечеринка нанесёт сокрушительный удар по составу участников следующего дня. Но, к счастью, всё не так просто. К десяти утра большая часть народа снова появились в условленном месте,  как ни в чём ни бывало.

Дорогие читатели!  Если вы дошли до этого места, то очевидно вы либо очень любите open-source, либо очень любите читать. Спешу вас обрадовать — осталось уже немного.

В общем-то все основные события последнего дня я уже так или иначе успел упомянуть выше. Мы с Карлосом нашли время и допилили концепцию «вариаций холста». Ах да, ещё я успел записать его голос для озвучки новой серии нашего детского проекта «Приключения Бориса Мюнхгаузена». В новой (заключительной) серии Карлос должен появиться собственной персоной и мы подумали что будет вполне логично, если своего персонажа он сам и озвучит. На русском языке, естественно.

Также мы с Карлосом обсудили работы конкурса на сплеш-скрин для новой версии Synfig Studio. Победителем была признана работа «Кощей Бессмертный» Николая Мамашева.

"Кащей Бессмертный". Автор: Николай Мамашев.Исходный файл: http://synfig.org/forums/download/file.php?id=2339

«Кащей Бессмертный».
Автор: Николай Мамашев.
Исходный файл: http://synfig.org/forums/download/file.php?id=2339

Ещё в этот день мне предложили выступить в прямом эфире на ExperimentalTV.org. Когда я спросил что от меня требуется, мне сказали, что я могу рассказать и показать всё что захочу. Ну, я решил отыграться и устроил повтор своего мастер-класса по шаблону персонажей. Я рассказал половину всего материала, день клонился к вечеру и я договорился что вторую половину я точно также выдам на следующее утро. Получилось весело, но к сожалению качество трансляции получилось неважное — видеосигнал съедает разрешение экрана, а сжатие потока для онлайн стриминга окончательно добивает картинку. Но я понял, что меня сейчас прёт на тему и поэтому, вернувшись в отель я переписал скринкастом первую часть на третий раз. А на следующее утро я уже вёл прямой эфир и записывал скринкаст одновременно. После этого оставалось только выложить файлы на ютуб. Вот так  видеозапись моего мастер-класса появилась в сети, причём  гораздо раньше, чем я ожидал.

Последний день я провёл я провёл выкладывая результаты и собираясь в дорогу. Да, была ещё debug-сессия в парке. ^___^

А следующей ночью я отправляюсь в аэропорт. Прощай, Мадрид. До свидания, LGM.

Рим

Проснулся я от того, что почувствовал как самолёт кружит над морем. Минут сорок кружим. После этого командир корабля сообщил, что аэропорт Фимучино не сможет нас принять и мы сядем в аэропорту Чампино.

Мой обратный рейс Мадрид-Москва был стыковочный с пересадкой в Риме. Авиакампания Alitalia, интервал 2 часа между самолётами.

Сели в аэропорту Чампино, из самолёта не выходим — ждем пока подадут автобус, обещали перевезти в Фимучино. Я не дёргаюсь, стыковочный рейс выполняет одна авиакампания — даже если опоздаем и мой самолёт улетит без меня, то авиакампания должна взять все проблемы на себя. Посидели час — автобуса нет, но нам сообщают что ситуация нормализовалась и сейчас мы сразу полетим в Фимучино. Нет проблем, летим с одного конца Рима на другой.

Естественно, когда приземлились мой самолёт до Москвы уже улетел без меня. Мне выписывают новый билет на 9 вечера — это значит, что в Москву я прилетаю уже в 4 утра, прямо в день мастер-класса.

До рейса ещё 8 часов болтаться в аэропорту, а я тихо радуюсь, что мой следующий самолёт до Новосибирска улетает не сегодня вечером, а завтра. Если бы я взял билет на более ранний рейс, то вот тот самолёт уж точно не стал бы меня ждать.

Москва

Раннее утро, я в Москве. Добираюсь до хостела — у меня остаётся ещё три часа на то чтобы привести себя в порядок и вздремнуть.

День выдался солнечный, а к полудню уже даже неслабо припекает. Я сбрасываю плащ и быстрым шагом (насколько это позволяют сумки) добираюсь до МИОО. Специально прихожу пораньше, чтобы проверить класс и привыкнуть к компьютерам. Начинает собираться народ. Класс небольшой — на десять человек, но именно столько желающих и оказалось.

DSC00464-m

DSC00468-m1

В отличие от мастер класса в Питере, контингент немного другой. Половина — учителя, а другая половина — просто интересующееся анимацией. Самое приятное, что с некоторыми из них мы так или иначе знакомы по проекту «Моревна». Пришёл Юрий Широков (который когда-то трейсил нам солдат) и Ксения Кузяева (которая сейчас пробует рисовать для Моревны).

DSC00476-m

Ещё мы попытались сделать запись мастер-класса на веб-камеру. К сожалению, я впервые использовал Google Hangouts и получилось не совсем удачно — камера постоянно переключалась с одного источника на другой. На будущее буду знать, что для таких случаев нужно транслировать с одного компьютера.

После мастер-класса у меня оставалось ещё 5 часов до самолёта в Новосибирск. Мы очень мило посидели в кафе с Ксенией и её приятелем Фёдором. Потом подбежал Саша Прокудин и у нас получилось что-то вроде интервью. Вернее, интервью всё-таки скорее не получилось, потому что после двух суток дороги я был не вполне вменяем, мой мозг был переполнен впечатлениями и отказывался анализировать события за пределами текущего дня. Впрочем, надеюсь, что этот пост внесёт некоторую ясность в прошедшие события. Мы ещё немного посидели и двинули в аэропорт. Моё путешествие подходило к своему завершению.

Уже в самом конце, сажая меня в самолёт, Саша Прокудин спросил: что было для меня самым важным событием на прошедшей конференции. Тогда я не смог внятно ответить на этот вопрос. Да и рано было отвечать. Сейчас, по прошествии двух недель, когда всё в моей голове наконец устаканилось и уже стали проявляться первые результаты конференции, я могу с уверенностью сказать, что самым важным событием на прошедшей конференции для меня стала личная встреча с Карлосом. По ряду причин наше сотрудничество не было настолько интенсивным как я планировал, но тем не менее эффект уже превзошёл мои ожидания. И это здорово.

screenshot-1-m screenshot-2-m screenshot-3-m

Комментарии:

Про LGM-2013 и не только: 2 комментария

  1. Уведомление: …при поддержке Shuttleworth Foundation « Anime. Linux. Freedom.

  2. Уведомление: Commons Machinery: ваше имя в титрах

Добавить комментарий